О безопасности применения препаратов от остеопороза в новых условиях (пандемии COVID-19) говорили еще в мае 2020 года. Однако, предлагая пациентам пожилого возраста продолжать прием этих лекарств, Американское общество специалистов по исследованию костной ткани и минерального обмена и еще четыре профессиональных сообщества опирались только на экспертные мнения. Только спустя полгода, руководящие принципы этих организаций получили научное подтверждение.
Результаты поперечного (одномоментного) исследования с участием пациентов, страдающих остеопорозом, остеоартритом и/или фибромиалгией (т. е. невоспалительными ревматическими заболеваниями), которое проводилось с 1 марта по 3 мая 2020 года испанскими учеными в больнице дель Мар (Барселона), были недавно опубликованы в издании Aging.
Пациенты, принимавшие препараты деносумаб (моноклональные антитела), золендронат (бисфосфонат) и кальций, демонстрировали тенденцию к снижению частоты развития предполагаемого COVID-19 (определялся по клиническим признакам, поскольку ПЦР-тесты на тот момент еще не получили широкого распространения) — как и пациенты, принимавшие дулоксетин (антидепрессант, ингибитор обратного захвата серотонина и норэпинефрина). Некоторые анальгетики, в частности прегабалин и большинство других антидепрессантов, были связаны с более высокой частотой возникновения новой коронавирусной инфекции, в то время как пероральные бисфосфонаты, витамин D, тиазидные диауретики (мочегонные средства), гипотензивные препараты (снижающие уровень артериального давления) и нестероидные противовоспалительные препараты не только не влияли на заболеваемость COVID-19, но и в некоторой степени защищали от инфекции (деносумаб, золедронат, кальций и дулоксетин).
Как эти лекарства могут снижать риск заражения COVID-19, пока непонятно, необходимы дальнейшие исследования. Однако есть предположение, что, например, в случае деносумаба, который нацелен на лиганд-рецепторную систему RANK/RANKL, активирующуюся T-лимфоцитами (клетками иммунной системы), можно говорить о некоем защитном механизме, поскольку эта система участвует в иммунном ответе. Что касается кальция, авторы исследования предполагают, что положительный эффект может быть связан с его действием при выработке двух типов иммунных клеток: T-хелперных и T-регуляторных, которые отвечают за иммунный ответ против инфекционных агентов, включая вирусы.
В исследовании участвовали 2 102 пациента, 80,5% — женщины, средний возраст участников — 66,4 года. Основным диагнозом 63,7% пациентов был остеоартрит, 43,5% — остеопороз, 27,2% — фибромиалгия. Лечение включало витамин D — в 62% случаев, кальций — в 23,3%, деносумаб — в 12,6% и золедронат (внутривенно) — в 8,5%. Более половины пациентов принимали анальгетики, около трети — антидепрессанты, 9,9% — дулоксетин. В течение периода исследования у 5,2% (109) пациентов был диагностирован COVID-19 (обращения в клиники с характерными симптомами). С поправками на пол, возраст, диабет, легочные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, хроническое заболевание почек, онкологические заболевания, относительные риски COVID-19 составили 0,58 для деносумаба, 0,62 для золедроната и 0,64 для кальция, — т. е. все тенденции были незначительными. Никаких ассоциаций между COVID-19 и пероральными бисфосфонатами, витамином D или тиазидными диуретиками найдено не было. Повышенный, но незначительный относительный риск COVID-19 наблюдался при приеме анальгетиков, особенно прегабалина (1,55), габапентина (1,39) и опиоидов (1,25). Среди антидепрессантов относительный риск составлял 1,54 для селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, 1,38 для амитриптилина и 1,22 для всех антидепрессантов двойного действия (вместе). И, напротив, наблюдалась отрицательная связь с дулоксетином с относительным риском 0,68.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Подписывайтесь на Telegram!