In evidence-based medicine we trust!

Антибиотики не справляются с новой инфекцией

  • 8 апр. 2019 г.
  • /
  • 5537

Candida auris — разновидность дрожжевого грибка Candida. Откуда он взялся и как с ним бороться, пока никто не знает.

ImageC. auris был открыт в 2009 году, вызывает т. н. инвазивный кандидоз, при котором инфицируется кровоток, центральная нервная система и внутренние органы. Жертвами C. auris становятся люди с ослабленным иммунитетом, страдающие серьезными хроническими заболеваниями. В 60-70% случаев терапия не дает результата: затруднена диагностика (по строению грибок схож с другими видами Candida), и пациент получает неправильное лечение; грибок демонстрирует устойчивость к антибиотикам. Относится к внутрибольничным инфекциям (ВБИ), случаев выявления вне медицинских учреждений почти не зафиксировано.

За последние 5 лет C. auris отметился в неонатальном отделении венесуэльской больницы, посеял настоящую панику в испанском госпитале, стал причиной закрытия отделения интенсивной терапии британского медицинского центра и продолжил путь в сторону Индии, Пакистана и Южной Африки. В США вспышка новой инфекции наблюдается в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Иллинойсе. Здесь C. auris уже попал в список «серьезных угроз» Центров по контролю и профилактике заболеваний (The Centers for Disease Control and Prevention, CDC).

В мае прошлого года в отделение интенсивной терапии медицинского комплекса Маунт-Синай (Нью-Йорк) доставили пожилого мужчину. Анализ крови показал наличие Candida auris. Лечение не дало результата, через 3 месяца пациент скончался. Исследовав палату, врачи обнаружили грибок практически на всех поверхностях — стенах, потолке, кровати, матрасе, дверях, шторах, телефонах, медицинском оборудовании. Его рост был настолько агрессивным, что потребовалась полномасштабная дезинфекция с демонтажем потолочных и напольных плит. 

Чрезмерное использование антибиотиков снижает эффективность лекарств, направленных на лечение бактериальных инфекций. Об этом с трибун разной степени высоты и значимости постоянно говорят эксперты в области общественного здравоохранения — не годы, десятилетия. Но в последнее время наблюдается настоящая вспышка грибковых инфекций, устойчивых к антибиотикотерапии. Это окончательно подрывает веру теоретиков и практиков современной медицины в то, что мы когда-нибудь научимся бороться с инфекциями первого уровня (смертельной) опасности примерно так же легко, как научились побеждать инфекции горла и молочницу. Грибы, как и бактерии, слишком быстро учатся развивать защитные механизмы для выживания. 

ВОЗ: лекарственная устойчивость — устойчивость микроорганизма к противомикробному препарату, который изначально был эффективен.

Лекарственно-устойчивые микробы называют superbugs. Инфекции, которые они вызывают, опасны для людей со сниженным иммунитетом, включая пожилых и новорожденных, курильщиков, людей, страдающих диабетом, и пациентов с аутоиммунными нарушениями, которых принимают стероиды, подавляющие защитные функции организма.

Если эффективные лекарства не будут разработаны в ближайшее время, не сократятся темпы ненужного использования противомикробных препаратов, риск развития антибиотикорезистентности будет повышаться и у относительно здоровых людей. Прогнозы неутешительные: к 2050 году от инфекций, устойчивых к лечению, могут умереть до 10 млн. человек. Ежегодно они уносят до 700 тыс. жизней. 

ImageДругие, известные ученым, штаммы грибка Candida не показывают значительной резистентности к лекарствам. Но более 90% из них устойчивы по крайней мере к одному препарату, 30% — к двум и более. По данным CDC, около половины пациентов, у которых диагностировали C. auris (симптомы — высокая температура, боль, повышенная утомляемость, чувство усталости), умирали в течение 90 дней. 

Откуда явился C. auris до сих пор не установлено. Есть версия (у голландского микробиолога Жака Мейса), что лекарственно-устойчивые грибки активно развиваются и распространяются из-за повсеместного использования химических веществ, направленных на борьбу с грибковыми болезнями растений — фунгицидов.

Почти все медицинские учреждения, в которых наблюдалась вспышка C. auris, публично об этом не сообщали, беспокоясь о собственном имидже.

«Какого черта мы читаем о вспышке болезни почти полтора года спустя, а не на следующий день после того, как это произошло?», — доктор Кевин Кавана, председатель правления Health Watch USA, некоммерческой организации, защищающей интересы пациентов. — Вы бы не стали терпеть, если бы речь шла о ресторане и вспышке пищевого отравления…»

На иллюстрации: доктор Шон Локхарт, эксперт по грибковым заболеваниям Центров по контролю и профилактике заболеваний, держит стекло микроскопа с неактивным Candida auris. 

Автор фото Мелисса Голден — для The New York Times

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

VK     Instagram      FB

Подписывайтесь на Telegram!

Источник:The New York Times
Статья носит информационный характер. Посоветуйтесь с врачом